Средняя группа

Игра
«ЛЕСНОЙ ПЕРЕПОЛОХ»


Воспитание правильного речевого дыхания. Работа над интонационной выразительностью речи,
над развитием мимики
В весенний, ясный,
Теплый день
На голый лес
Упала тень.
Охватил зайчонка
Страх — ах, ах, ах:
— Страшный коршун
В небесах — ах, ах, ах!
Убегайте все быстрей — эй, эй,
— Берегитесь
Злых когтей — эй, эй! эй,
Там, где коршун,—
Там беда — да, да, да!
Острый клюв —
Не ерунда — да, да, да! (Дети стоят вокруг педагога. Педагог читает стихи. Междометия произносят дети. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.)
Заяц лапой
Бьет в чурбан — бан, бан, бан!
Как в огромный Барабан — бан, бан, бан! (Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса.)
Полетел сигнал
Тревоги
 Над землей:
     Уноси
Быстрее ноги — ой, ой, ой!        (Дети разбегаются по группе и прячутся.) А. Вольский



Подвижная игра
«НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ»


На окне в горшочках
Поднялись цветочки.(Дети сидят на корточках лицом в крут, медленно встают.)
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.         (Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.)
К солнышку листочки
Повернут цветочки.          (Ладони развернуть вверх.)
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.(Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.)


Игра
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Раным-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя... (фиалка).
Н. Нищева

Гуляю на балконе я

Там, где цветет... (бегония).
Н. Нищева

Подвижная игра
Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения

«НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ»


На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки.)
Раз, два, три, четыре,
 Раздвигайте круг пошире. (Делают 4 шага назад, расширяют круг.)
А теперь мы ручейки,
 Побежим вперегонки. (Бегут по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Раздвигают круг.)
Становитесь в круг опять,(Смыкают круг.)
Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу.)
Мы — веселые лучи,(Тянутся на носочках, руки вверх.)

Мы резвы и горячи.          (Прыгают на носочках, руки на поясе.) 
В. Волина
Подвижная игра
«ВЕСНЯНКА»


Координация речи с движением
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
 Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.  (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают,  (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают.  (Тянутся на цыпочках, руки вверх.) 
Н. Нищева

Пальчиковая гимнастика
«КАП, КАП, КАП»
Кап, кап, кап — звенит капель.
Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.)

Подвижная игра
«ЗИМА ПРОШЛА»
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!   (Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам.)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,    (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
И не зябнут лапки —
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки —
Чик-чирик! (Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против.)

М. Клокова

Подвижные игры
«МЧИТСЯ ПОЕЗД»


Координация речи и движения, развитие творческого воображения
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! — гудит. —
Тороплюсь! Тороплюсь!
Тороплюсь!  (Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему. Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.)




Пальчиковая гимнастика
«ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН?»


Что принес нам почтальон?       (Сжимают и разжимают кулачки.)
С толстой сумкой ходит он. («Шагают» пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли — две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. (На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.)



Подвижная игра
«ЗАЯЦ ЕГОРКА»
Координация речи и движения
Заяц Егорка
Свалился в озерко. (Дети бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребенок.)
Бегите под горку!
 Спасайте Егорку! (Дети подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.)

Пальчиковая гимнастика
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»


Сидит белка на тележке,
Продает она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)

Игры и упражнения
«ХОЗЯЮШКА»


Координация речи с движением,
развитие творческого воображения
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе
работушку
К празднику дала: (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Чашечку собачка
Моет языком. (Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)
Хрюшка собирает
Крошки под окном.(Присели, наклоняют ритмично голову.)
По столу котище
Папою скребет, (Встали, правой рукой делают движения к себе.)
Половичку козочка
Не ничком метет.(«Метут» пол.)

 «ТЕЛЕНОК»


Координация речи с движением,
 работа над темпом и ритмом речи
Бу-бу,(Два прыжка.)
Я рогатый.(«Рожки» из пальчиков.)
Бу-бу,(Два прыжка.)
Я хвостатый.(«Хвостик» из руки — за спину.)
Бу-бу,(Два прыжка.)
Я ушастый.(«Ушки» из ладошек.)
Бу-бу,
Очень страшный.
 Бу-бу,
Испугаю.
Бу-бу,(Два прыжка.)

Забодаю.(«Бодаются».)

Пальчиковая гимнастика
«УТОЧКА»

Шла уточка бережочком,
 Шла серая по крутому.
Вела детей за собою, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.)
И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец.)
И середнего, и меньшого,           (Загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого.         (Загибают указательный палец.)

Подвижная игра
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»


Координация речи с движением,
развитие творческого воображения и подражательности
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га! (Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки-«крылья» назад.)
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!(Останавливаются,  встают лицом в круг, бьют руками по бокам.)
А как Петя-петушок  Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!     (Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.)
Диалоги
ЕЛОЧКА

— Елочка, елка,
Колка иголка,
Где ты выросла?
— В лесу.
— Что ты видела?
— Лису.
— Что в лесу?
— Морозы,
Голые березы,
Волки да медведи —
Вот и все соседи.
— А у нас под Новый год
Каждый песенку поет.

М. Ивенсен
Картинка
Пальчиковая гимнастика
«КОРМУШКА»

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика
«СНЕЖОК»


Координация речи с движением,
развитие воображения
Раз, два, три, четыре,(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили.     («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий,
очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем.    (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем. (Топают.)
           
«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»


Раз, два, три, четыре, пять,(Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли.(Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Пальчиковая гимнастика
«Помощники»

Раз, два, три, четыре,       (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
 И большую поварешку.(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли,      (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
Пальчиковая гимнастика
«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.)
В шкаф повесим мы рубашку,
 А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
 Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом, (Загибают пальчики, начиная с большого).
Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.          (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Пальчиковая гимнастика



Работа над темпом и ритмом речи
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

         (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Пальчиковая гимнастика
«АЛЕНКА»

Аленка-маленка
 Шустра, быстра: (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насбирала,
Песню допела, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Везде поспела.
В охотку ей дело. (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)


«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»


Жили-были в домике
Маленькие гномики:(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга.)

Токи — рубашки,
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — насочки.
 Мики умница был,
Всем водичку носил. (Загибают пальчики, начиная с больших.)
Пальчиковая гимнастика
«ИГРУШКИ»


На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок. (Загибают поочередно все пальчики.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать. (Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика
«ЗА ЯГОДАМИ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Картинка

Подвижная игра
«ЯГОДКА-МАЛИНКА»



За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (Идут в хороводе, взявшись за руки.)
Спелых ягод наберем, наберем. (Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды.)
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка. (Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон.)

Сладкая ты моя, Ягодка-малинка. (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Картинка

Пальчиковая гимнастика
«КОМПОТ»


Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот: (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить,
 Грушу будем мы рубить.
 Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.  (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (Опять «варят» и «мешают».)

Игры и упражнения
«ЕЖИК И БАРАБАН»


Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум! (Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум! (Идут по кругу, спрятав руки за спину.)
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум! (То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум. (Останавливаются, разводят руками.)
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум. (Руки на поясе, прыжки на месте.)
И удары раздавались,
Бум-бум-бум.
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум! (Прыжки.)
Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум! (Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ


У Лариски —
Две редиски.
У Алешки —
Две картошки.
У Сережки-сорванца —
Два зеленых огурца.
А у Вовки —
Две морковки.
Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
 Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Картинка

ДОЖДИК



Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
   Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
   Капля два. (Прыжок.)
   Очень медленно сперва.(4 прыжка.)
   А потом, потом, потом
  Все бегом, бегом, бегом.           (8 прыжков.)
  Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)
   От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
Картинка

Комментариев нет:

Отправить комментарий